Создание стоимости для стейкхолдеров путем реструктуризации бизнеса: анализ деятельности российских авиакомпаний после введения санкций
Аннотация
Исследование посвящено оценке стратегий реструктуризации, используемых российскими авиакомпаниями для преодоления негативного влияния кризиса 2022 г., вызванного санкционным давлением западных регуляторов, с точки зрения способности создавать ценность как для финансовых, так и для нефинансовых стейкхолдеров. Для проведения количественного анализа эффективности антикризисных стратегий применялись методы оценки, основанные на традиционных бухгалтерских показателях, а также показатели VBM (управления стоимостью бизнеса), учитывающие альтернативные издержки. Качественный анализ включает оценку действий и решений руководства с точки зрения того, не нарушают ли они интересы основных сторон компаний. Исследование проводилось на основе таких показателей, как: PBITD/CE, PBITD/TD, ROA, валовая прибыль, рентабельность EBITDA, чистый долг к EBITDA, EVA, индекс устойчивого роста и индекс гармонизации интересов. Были изучены особенности антикризисных стратегий, используемых российскими авиакомпаниями ПАО «ЮТэйр» и ООО «Победа», оценены бухгалтерские коэффициенты, а также динамика экономической прибыли. Была построена матрица устойчивости роста и оценена эффективность стратегий реструктуризации с точки зрения создания стоимости как для финансовых, так и нефинансовых стейкхолдеров. Были сделаны выводы о перспективах дальнейшего развития компаний. Все эти результаты могут быть приняты во внимание при разработке более устойчивых стратегий реструктуризации другими компаниями, столкнувшимися с финансовыми трудностями.