Закон Гибрата в исследованиях роста фирмы
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные методы и результаты академических исследований тестирующих валидность закона Гибрата – модели, предполагающей стохастический характер темпов роста компании. Рассматриваются исследования, тестирующие четыре типа выборок: все компании, только фирмы, находящиеся на рынке в течение всего рассматриваемого периода, только крупнейшие компании отрасли и «новички», недавно вышедшие на рынок. Проведенный анализ динамики роста компаний, как в развитых, так и в развивающихся странах, показал, что в большинстве случаев закон Гибрата не выполняется. Темпы роста не являются случайными, а зависят от определенных характеристик фирмы, таких как структура капитала, расходы на НИОКР, рентабельность и др. Также существенное влияние на рост оказывает отраслевая специфика. Закон Гибрата в некоторых случаях является приемлемой гипотезой для более зрелых и крупных компаний, однако, стабильно отвергается для молодых фирм, недавно вышедших на рынок. Таким образом, можно рассматривать данную концепцию как отправную точку в исследованиях роста компании, но не как устойчивую закономерность, описывающую существующую динамику.