Детерминанты успешного проведения краудфандинговых кампаний на примере российской площадки Boomstarter

Ключевые слова: краудфандинг, краудфандинговые платформы, финансирование, спонсор

Аннотация

Как показывают наблюдения, порядка половины проектов на краудфандинговых платформах, основанных на системе вознаграждений, не достигают заявленного уровня финансирования. Одной из причин данной ситуации выступает недостаток опыта у инициаторов кампаний, а также игнорирование факторов, критически важных для их успеха. Настоящее исследование, основанное на анализе отечественной и зарубежной научной литературы, направлено на идентификацию ключевых детерминантов, оказывающих влияние на результативность краудфандинговых кампаний.

В ряде зарубежных работ представлены эмпирические оценки факторов, влияющих на успех кампаний на платформах Kickstarter, Indiegogo, Ulule, Eppela и др. Однако исследования, посвящённые российским краудфандинговым платформам, остаются крайне ограниченными. Впервые проведён анализ 300 проектов, завершённых на платформе Boomstarter в период с июля 2020 по май 2022 года. С использованием метода наименьших квадратов установлено, что успешность кампаний положительно коррелирует с реалистичным выбором финансовой цели, числом спонсоров, объёмом обратной связи (количеством комментариев), а также наличием видеоконтента.

Дополнительно, с помощью логит-регрессии было подтверждено значимое влияние указанных факторов, а также получены оценки вероятности достижения проектом заявленной финансовой цели. В перспективе целесообразно расширить массив наблюдений, варьировать перечень изучаемых факторов, а также учитывать категориальные различия проектов. Отдельный интерес представляет исследование детерминант роста числа спонсоров и анализ других отечественных краудфандинговых платформ.

Скачивания

Литература

Chen, MY., Chang, JR., Chen, LS. et al. Identifying the key success factors of movie projects in crowdfunding // Multimedia Tools and Application. – 2022. - 81, C. 27711–27736. DOI: https://doi.org/10.1007/s11042-022-12959-0

Mollick E. Crowdfunding as a Font of Entrepreneurship: Outcomes of Reward-Based Crowdfunding // The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 133-150. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_7

Belleflamme, P., Lambert, T., Schwienbacher, A., 2014. Crowdfunding: Tapping the Right Crowd // Journal of Business Venturing, 29, 585–609. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.07.003

Efrat K., Gilboa S. Relationship approach to crowdfunding: How creators and supporters interaction enhances projects’ success //Electronic Markets. – 2020. – Т. 30. – №. 4. – С. 899-911. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-019-00391-6

Parhankangas A., Renko M. Linguistic style and crowdfunding success among social and commercial entrepreneurs //Journal of business venturing. – 2017. – Т. 32. – №. 2. – С. 215-236. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2016.11.001

Allison T. H. et al. Crowdfunding in a prosocial microlending environment: Examining the role of intrinsic versus extrinsic cues //Entrepreneurship Theory and Practice. – 2015. – Т. 39. – №. 1. – С. 53-73. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12108

Hoegen A., Steininger D. M., Veit D. How do investors decide? An interdisciplinary review of decision-making in crowdfunding //Electronic Markets. – 2018. – Т. 28. – №. 3. – С. 339-365. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-017-0269-y

Mollick E. The dynamics of crowdfunding: An exploratory study //Journal of business venturing. – 2014. – Т. 29. – №. 1. – С. 1-16. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.06.005

Cordova A., Dolci J., Gianfrate G. The determinants of crowdfunding success: evidence from technology projects //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Т. 181. – С. 115-124. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.872

Koch J. A., Siering M. Crowdfunding success factors: The characteristics of successfully funded projects on crowdfunding platforms. – 2015.

Zvilichovsky D., Inbar Y., Barzilay O. Playing both sides of the market: Success and reciprocity on crowdfunding platforms //Available at SSRN 2304101. – 2015.

Anglin A. H. et al. The power of positivity? The influence of positive psychological capital language on crowdfunding performance //Journal of Business Venturing. – 2018. – Т. 33. – №. 4. – С. 470-492. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2018.03.003

Luthans F., Youssef C. M. Human, social, and now positive psychological capital management: Investing in people for competitive advantage // Organizational Dynamics. – 2004. - Т. 33. - № 2 (2004), С. 143–160. doi 10.1016/j.orgdyn.2004.01.003 DOI: https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2004.01.003

Courtney C., Dutta S., Li Y. Resolving information asymmetry: Signaling, endorsement, and crowdfunding success //Entrepreneurship Theory and Practice. – 2017. – Т. 41. – №. 2. – С. 265-290. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12267

Barasinska N., Schäfer D. Is crowdfunding different? Evidence on the relation between gender and funding success from a German peer-to-peer lending platform //German Economic Review. – 2014. – Т. 15. – №. 4. – С. 436-452. DOI: https://doi.org/10.1111/geer.12052

Calic G., Mosakowski E. Kicking off social entrepreneurship: How a sustainability orientation influences crowdfunding success //Journal of Management Studies. – 2016. – Т. 53. – №. 5. – С. 738-767. DOI: https://doi.org/10.1111/joms.12201

Hörisch J. Crowdfunding for environmental ventures: an empirical analysis of the influence of environmental orientation on the success of crowdfunding initiatives //Journal of cleaner production. – 2015. – Т. 107. – С. 636-645. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.05.046

Xie K. et al. Success factors and complex dynamics of crowdfunding: An empirical research on Taobao platform in China //Electronic Markets. – 2019. – Т. 29. – №. 2. – С. 187-199. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-018-0305-6

Замбалаева Т. Б. Факторы успешного краудфандингового финансирования (на примере российской платформы Boomstarter) //Journal of Applied Economic Research. – 2020. – Т. 19. – №. 3. – С. 398-412. DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2020.19.3.019

Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 151-182. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_8

Vismara S. Signaling to Overcome Inefficiencies in Crowdfunding Markets //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – C. 29-56. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_3

Лиленко-Карелина И. Краудфандинг. Как найти деньги для вашей идеи. – Москва: Лайвбук, 2018. - 176 с.

Hainz C. Fraudulent Behavior by Entrepreneurs and Borrowers //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 79-99. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_5

Ahlers, G.K., Cumming, D., Günther, C., Schweizer, D., 2015. Signaling in equity crowdfunding. Enterp. Theory Pract. 39, 955–980. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12157

Рич Дж. Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств - М.: СмартБук : И-трейд, 2015. – 360 с.

Опубликован
2022-09-01
Как цитировать
МакароваС. и УлитинаД. (2022) «Детерминанты успешного проведения краудфандинговых кампаний на примере российской площадки Boomstarter», Journal of Corporate Finance Research / Корпоративные Финансы | ISSN: 2073-0438, 16(3), сс. 95-110. doi: 10.17323/j.jcfr.2073-0438.16.3.2022.95-110.
Раздел
Корпоративная финансовая аналитика