Детерминанты успешного проведения краудфандинговых кампаний на примере российской площадки Boomstarter
Аннотация
Как показывают наблюдения, порядка половины проектов на краудфандинговых платформах, основанных на системе вознаграждений, не достигают заявленного уровня финансирования. Одной из причин данной ситуации выступает недостаток опыта у инициаторов кампаний, а также игнорирование факторов, критически важных для их успеха. Настоящее исследование, основанное на анализе отечественной и зарубежной научной литературы, направлено на идентификацию ключевых детерминантов, оказывающих влияние на результативность краудфандинговых кампаний.
В ряде зарубежных работ представлены эмпирические оценки факторов, влияющих на успех кампаний на платформах Kickstarter, Indiegogo, Ulule, Eppela и др. Однако исследования, посвящённые российским краудфандинговым платформам, остаются крайне ограниченными. Впервые проведён анализ 300 проектов, завершённых на платформе Boomstarter в период с июля 2020 по май 2022 года. С использованием метода наименьших квадратов установлено, что успешность кампаний положительно коррелирует с реалистичным выбором финансовой цели, числом спонсоров, объёмом обратной связи (количеством комментариев), а также наличием видеоконтента.
Дополнительно, с помощью логит-регрессии было подтверждено значимое влияние указанных факторов, а также получены оценки вероятности достижения проектом заявленной финансовой цели. В перспективе целесообразно расширить массив наблюдений, варьировать перечень изучаемых факторов, а также учитывать категориальные различия проектов. Отдельный интерес представляет исследование детерминант роста числа спонсоров и анализ других отечественных краудфандинговых платформ.
Скачивания
Литература
Chen, MY., Chang, JR., Chen, LS. et al. Identifying the key success factors of movie projects in crowdfunding // Multimedia Tools and Application. – 2022. - 81, C. 27711–27736. DOI: https://doi.org/10.1007/s11042-022-12959-0
Mollick E. Crowdfunding as a Font of Entrepreneurship: Outcomes of Reward-Based Crowdfunding // The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 133-150. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_7
Belleflamme, P., Lambert, T., Schwienbacher, A., 2014. Crowdfunding: Tapping the Right Crowd // Journal of Business Venturing, 29, 585–609. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.07.003
Efrat K., Gilboa S. Relationship approach to crowdfunding: How creators and supporters interaction enhances projects’ success //Electronic Markets. – 2020. – Т. 30. – №. 4. – С. 899-911. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-019-00391-6
Parhankangas A., Renko M. Linguistic style and crowdfunding success among social and commercial entrepreneurs //Journal of business venturing. – 2017. – Т. 32. – №. 2. – С. 215-236. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2016.11.001
Allison T. H. et al. Crowdfunding in a prosocial microlending environment: Examining the role of intrinsic versus extrinsic cues //Entrepreneurship Theory and Practice. – 2015. – Т. 39. – №. 1. – С. 53-73. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12108
Hoegen A., Steininger D. M., Veit D. How do investors decide? An interdisciplinary review of decision-making in crowdfunding //Electronic Markets. – 2018. – Т. 28. – №. 3. – С. 339-365. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-017-0269-y
Mollick E. The dynamics of crowdfunding: An exploratory study //Journal of business venturing. – 2014. – Т. 29. – №. 1. – С. 1-16. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.06.005
Cordova A., Dolci J., Gianfrate G. The determinants of crowdfunding success: evidence from technology projects //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Т. 181. – С. 115-124. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.872
Koch J. A., Siering M. Crowdfunding success factors: The characteristics of successfully funded projects on crowdfunding platforms. – 2015.
Zvilichovsky D., Inbar Y., Barzilay O. Playing both sides of the market: Success and reciprocity on crowdfunding platforms //Available at SSRN 2304101. – 2015.
Anglin A. H. et al. The power of positivity? The influence of positive psychological capital language on crowdfunding performance //Journal of Business Venturing. – 2018. – Т. 33. – №. 4. – С. 470-492. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2018.03.003
Luthans F., Youssef C. M. Human, social, and now positive psychological capital management: Investing in people for competitive advantage // Organizational Dynamics. – 2004. - Т. 33. - № 2 (2004), С. 143–160. doi 10.1016/j.orgdyn.2004.01.003 DOI: https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2004.01.003
Courtney C., Dutta S., Li Y. Resolving information asymmetry: Signaling, endorsement, and crowdfunding success //Entrepreneurship Theory and Practice. – 2017. – Т. 41. – №. 2. – С. 265-290. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12267
Barasinska N., Schäfer D. Is crowdfunding different? Evidence on the relation between gender and funding success from a German peer-to-peer lending platform //German Economic Review. – 2014. – Т. 15. – №. 4. – С. 436-452. DOI: https://doi.org/10.1111/geer.12052
Calic G., Mosakowski E. Kicking off social entrepreneurship: How a sustainability orientation influences crowdfunding success //Journal of Management Studies. – 2016. – Т. 53. – №. 5. – С. 738-767. DOI: https://doi.org/10.1111/joms.12201
Hörisch J. Crowdfunding for environmental ventures: an empirical analysis of the influence of environmental orientation on the success of crowdfunding initiatives //Journal of cleaner production. – 2015. – Т. 107. – С. 636-645. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.05.046
Xie K. et al. Success factors and complex dynamics of crowdfunding: An empirical research on Taobao platform in China //Electronic Markets. – 2019. – Т. 29. – №. 2. – С. 187-199. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-018-0305-6
Замбалаева Т. Б. Факторы успешного краудфандингового финансирования (на примере российской платформы Boomstarter) //Journal of Applied Economic Research. – 2020. – Т. 19. – №. 3. – С. 398-412. DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2020.19.3.019
Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 151-182. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_8
Vismara S. Signaling to Overcome Inefficiencies in Crowdfunding Markets //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – C. 29-56. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_3
Лиленко-Карелина И. Краудфандинг. Как найти деньги для вашей идеи. – Москва: Лайвбук, 2018. - 176 с.
Hainz C. Fraudulent Behavior by Entrepreneurs and Borrowers //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 79-99. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_5
Ahlers, G.K., Cumming, D., Günther, C., Schweizer, D., 2015. Signaling in equity crowdfunding. Enterp. Theory Pract. 39, 955–980. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12157
Рич Дж. Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств - М.: СмартБук : И-трейд, 2015. – 360 с.
Copyright (c) 2022 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.