Assessment of Intellectual Capital Influence on Corporate Value as a Field for Further Investigations in Corporate Finance
Abstract
В данном исследовании представлен обзор теоретических исследований, связанных с измерением интеллектуального капитала, а также эмпирических исследований, посвященных оценке влияния интеллектуального капитала на стоимость бизнеса. В результате были выявлены направления развития исследований по данной тематике.
Проанализировав группы методов оценки интеллектуального капитала, мы выявили, что методы прямого измерения и методы подсчета очков (SC - методы) являются наиболее походящими ля оценки компонентов интеллектуального капитала. Однако для получения более объективных результатов оценки необходимо разработать систему показателей интеллектуального капитала, описывающих состояние каждого компонента (человеческого, структурного и отношенческого) и субкомпонента (инновационного и процессного, клиентского и сетевого) капитала с учетом отраслевой специфики деятельности предприятия. Проанализировав специальную литературу, мы обобщили и систематизировали индикаторы интеллектуального капитала. Выявлено, что в настоящее время существует мало работ, посвященных показателям сетевого капитала, и проблема измерения данного субкомпонента интеллектуального капитала ещё не решена.
В части эмпирических исследований при разработке моделей оценки влияния интеллектуального капитала на рыночную стоимость бизнеса и показатели эффективности его деятельности необходимо включать факторы, описывающие состояние всех компонент и субкомпонент интеллектуального капитала, а также синергетические эффекты, вызванные взаимодействием отдельных компонент интеллектуального капитала. Кроме того, есть потребность в работах, посвященных оценке взаимного влияния отдельных компонентов и субкомпонентов интеллектуального капитала. Разработанные модели должны быть апробированы на данных компаний различных отраслей отдельно с целью выявления отраслевой специфики влияния компонентов интеллектуального капитала на стоимость бизнеса. Также при анализе имеет смысл принимать во внимание факторы, связанные с внешней средой компании, такие как уровень экономического развития страны, на территории которой компания осуществляет свою деятельность, а также колебания экономической активности.