Выход иностранного бизнеса из России: анализ стратегий и оценка результатов
Аннотация
В статье составлена база данных с подробным описанием выхода иностранных компаний из России в 2022 г. и определены их основные стратегии выхода. Нынешняя ситуация беспрецедентна по масштабам санкций в отношении России и не имеет аналогов в истории экономики, следовательно, она еще недостаточно изучена. Для первоначального исследования были выбраны 28 отраслей в 25 странах. В результате анализа моделей выхода было выявлено девять основных стратегий: выход из совместных предприятий, «мягкое» закрытие, продажа местным покупателям, приостановка деятельности, ликвидация, выкуп менеджментом, продажа акций партнерам, передача местным юридическим лицам и продажа иностранным покупателям. Затем исследование было сосредоточено на нефтегазовой отрасли и были рассмотрены кейсы пяти ее ведущих компаний: Shell, TotalEnergies, Equinor, Exxon-Мобил и BP. Были оценены как финансовые, так и нефинансовые потери, понесенные этими компаниями в результате их решений уйти с российского рынка. Финансовые потери определялись с использованием метода дисконтированных денежных потоков и метода оценки с экономической добавленной стоимостью, а нефинансовые факторы оценивались с помощью таких операционных показателей, как запасы и добыча нефти и газа.
Определено, что фундаментальная стоимость указанных компаний составляет до 20.6 млрд, 1.1 млрд, 0.5 млрд, 17.8 млрд и 36.5 млрд долл. соответственно. Исследование показало, что компании со стратегически важными и значимыми проектами в России, в частности, BP и TotalEnergies, придерживались стратегии «мягкого» выхода.
Несмотря на решение выйти из России, эти компании продолжали получать дивиденды и фактически сохраняли право собственности на долю в активах, даже несмотря на то, что финансовая отчетность отражала обесценение.