Анализ реакции фондового рынка на объявление о выплате дивидендов на примере российского рынка
Аннотация
Влияние объявлений о выплате дивидендов на биржевую стоимость корпораций изучено в многочисленных исследованиях на материале разных стран. В них получены различные результаты, но именно по российскому рынку информации очень мало. Цель настоящей работы – показать влияние объявлений о выплате дивидендов на доходность акций российских компаний. В статье используются исчерпывающие данные ММВБ за период с 2008 по 2021 г., охватывающий как экономический рост, так и экономический спад. Результаты исследования указывают на то, что влияние уменьшения, сохранения и увеличения размера дивидендов согласуется с сигнальной теорией. Отрасли имеют свои отличия: на рынке существуют довольно устойчивые и зрелые компании, которые не претерпевают существенных изменений (энергетика, нефтегазовая отрасль); акции компаний транспортной и иных отраслей (металлургия, промышленные и капитальные товары, горнодобывающая отрасль, химическая промышленность, розничная торговля, строительство, здравоохранение, производство продовольствия, напитков и табачных изделий, автомобили и запчасти, СМИ и развлечения) ведут себя
по-другому. Анализ показал, что российский рынок в период стабильности и роста реагирует сильнее на плохие новости о выплате дивидендов, чем в кризисные периоды. Результаты свидетельствуют о том, что на российском рынке инвесторы реагируют сильнее на негативные изменения в дивидендах. На основании фактических данных, собранных за период с 2008 по 2021 г., исследование позволяет нам оценить влияние новостного фона, особенностей отрасли, в которой работает компания, внешних факторов, таких как экономические кризисы и пандемия COVID-19, на дивидендную политику
российских компаний. В отличие от других исследований в настоящей работе проводится анализ влияния увеличения и уменьшения дивидендов на доход от акций при помощи не только событийного, но и регрессионного анализа. Данная статья является вкладом в немногочисленные работы, посвященные российскому рынку. Основные ограничения – это небольшое количество переменных при построении регрессионной модели и короткий период изучения. Работа описывает
только российский рынок. Руководители компаний могут использовать полученные выводы для принятия оптимальных решений по дивидендной политике и ее улучшению.