Концепция анализа сетевого капитала как драйвера стоимости компании
Аннотация
Сетевой капитал компании образуется на основе взаимодействия организации с внешней и частично внутренней корпоративной средой. Очевидно, что правильное управление сетевым капиталом может значительно увеличить стоимость компании, однако в случае ошибочных действий – легко ее разрушить. На сегодняшний день невозможно выделить единое ядро в различных теоретических исследованиях структуры и свойств сетевого капитала как драйвера стоимости компании. Разнородные прикладные и эмпирические исследования данного феномена приводят к необходимости создания обобщающей концепции анализа сетевого капитала. Понятие сетевого капитала привлекло в последнее время большое внимание ученых и практиков из различных сфер. Сетевой капитал отличается от остальных компонентов ИК тем, что формируется в большей степени в процессе взаимодействия компании с внешней средой, что сложнее, так как не всегда компания имеет ресурсы и рычаги для управления взаимодействием с внешней средой, в отличие от управления внутрикорпоративными процессами. Сетевой капитал интенсифицирует эффективную кооперацию, обмен знаниями, навыками и информацией, снижает издержки контрактации, а также приводит ко множеству других позитивных эффектов. Однако он же может стать препятствием в достижении целей компании или привести к убыткам в случае неэффективных инвестиций. В данном ключе стоит отдельно выделить и особенности формирования стоимости. Следует особо отметить, что в основе современной управленческой парадигмы лежит принцип создания и управления стоимостью компании в интересах ее стейкхолдеров (stakeholders) – преимущественно акционеров (shareholders). В данной работе представлены результаты анализа существующих наработок в этой области и проведена оценка подходов на предмет их практической применимости и степени отражения специфики сетевого капитала с точки зрения стоимостного подхода.