Влияют ли поведенческие искажения и личные качества CEO на ESG-показатели? Свидетельства с фондового рынка РФ
Аннотация
Влияние поведенческих искажений и личных характеристик генерального директора на корпоративные решения и эффективность деятельности компании стало важной темой исследований в области менеджмента, корпоративного управления и финансов. Однако до сих пор отсутствуют эмпирические данные о влиянии поведенческих искажений на внедрение принципов устойчивого развития (sustainability) в стратегию компании — как в развивающихся, так и в развитых рынках. Мы стремимся восполнить этот пробел, представив результаты исследования роли поведенческих характеристик генерального директора и их влияния на эффективность применения ESG-подхода в управлении компанией на одном из крупнейших развивающихся рынков капитала — в России. В первую очередь мы сосредоточились на таких поведенческих особенностях, как оптимизм, нарциссизм, самоуверенность и неуверенность генерального директора, а также на их влиянии на ESG-показатели. Для идентификации поведенческих искажений мы использовали текстовый анализ и метод «мешка слов», применяя их к письмам генеральных директоров российским акционерам за 2017–2019 годы на выборке из 38 компаний с официальными внешними ESG-рейтингами. Наши результаты подтверждают значительное влияние оптимизма и нарциссизма на эффективность ESG-подхода, в то время как самоуверенность не демонстрирует статистически значимого влияния. Кроме того, наши выводы подтверждают значимость некоторых личных характеристик, таких как отраслевой опыт и техническое образование. Наши результаты подтверждают и дополняют предыдущие исследования, посвященные личным качествам генеральных директоров, а также предоставляют новые данные о влиянии этих характеристик на ESG в условиях развивающихся рынков капитала.