Перцептивные действия у учащихся и экспертов при использовании визуальной математической модели

  • Анатолий Николаевич Кричевец МГУ имени М.В. Ломоносова, , Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1
  • Анна Юрьевна Шварц Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1
  • Дмитрий Валерьевич Чумаченко МГУ им. М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1
Ключевые слова: восприятие, логико-исторический анализ, визуальная модель, математическое понятие, перцептивные действия, декартовы координаты, запись движений глаз, новички и эксперты, психология математического образования

Аннотация

Исследование направлено на изучение перцептивных действий, позволяющих воспринять изображение как репрезентирующее математическое понятие. Работа основана на культурно-историческом подходе, развиваемым В.В. Давыдовым в отношении теоретического и, в частности, математического мышления, в котором математическое понятие полагается отражающим исторически обусловленный способ действия. В исследовании анализируется  различия в процессах восприятия визуальных моделей учащимися школьного и студенческого уровня и экспертами с высшем математическим образованием математиками. В ходе анализа глазодвигательной активности при решении задачи на зрительный поиск точки на декартовой плоскости используется традиционный для исследований восприятия экспертов и новичков анализ длительности посещения релевантных и не релевантных зон интереса, сопоставляются такие количественные показатели решения задач испытуемыми разных групп, как длина пути взгляда, общее время решения задачи, количество фиксаций. Кроме того, анализируются направления саккад, с целью выявить движения взгляда вдоль осей координат, свидетельствующие об исторически обусловленном способе действия при работе с понятием  декартовых координат. Также исследуется использование специфических эвристик, применяемых экспертами для решения некоторых задач. Согласно нашим данным, при работе с декартовой плоскостью действительно преобладают вертикальные и горизонтальные саккады, направленные  вдоль осей. Кроме того, с ростом математической компетентности, происходит, с одной стороны, сворачивание ориентировочной составляющей восприятия, с другой стороны, гибкое привлечение дополнительных математических знаний уже на уровне построения перцептивных действий. Это говорит о необходимости учитывать в конкретной практике математического образования, что учащиеся воспринимают визуальную модель принципиально иначе, чем это делают их преподаватели-эксперты и что кажущаяся наглядность может оборачиваться непониманием вследствие не владения специфическими способами восприятия. Общепсихологическим выводом исследования является принципиальное сплетение понятийных структур и процессов зрительного восприятия, организуемого сообразно целостной системе знания. Особенности восприятия декартовой плоскости экспертами соответствуют более поздним этапам исторического развития этой визуальной модели, что эмпирически подтверждает правомерность использования термина «теоретическое восприятие».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-12-08
Как цитировать
КричевецА. Н., ШварцА. Ю., & Чумаченко Д. В. (2014). Перцептивные действия у учащихся и экспертов при использовании визуальной математической модели. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(3), 55-78. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2014-3-55-78
Раздел
Психология и математика