Культурная востребованность способностей и психометрические свойства когнитивных тестов

  • Екатерина Александровна Валуева Институт психологии РАН
  • Софья Сергеевна Белова Институт психологии РАН
  • Ольга Андреевна Морозова Институт психологии РАН
Ключевые слова: интеллект, структура интеллекта, генетика, среда, культура

Аннотация

В статье обсуждается проблема связи интеллекта с социокультурной средой и предлагается подход к этой проблеме в рамках структурно-динамической теории интеллекта. Центральный вопрос, вокруг которого вращается оппозиция биологизаторского и культурного подходов,– каким образом происходит формирование интеллекта и какие факторы при этом являются главенствующими? Преимущество структурно-динамического подхода заключается в том, что он, принимая факты, на которых настаивают сторонники биологизаторского подхода, тем не менее, переинтерпретирует их и показывает роль социальных и культурных факторов. Структурно-динамический подход использует понятия «когнитивный потенциал» и «культурная востребованность интеллектуальных функций». Когнитивный потенциал человека (отражающийся в генеральном факторе интеллекта – g) может быть направлен в различные сферы в зависимости от задач, выдвигаемых культурной и социальной средой. Когнитивный потенциал проявляется в большей степени в более востребованных средой способностях. В работе обсуждаются механизмы влияния среды на структуру интеллекта. Структура интеллекта характеризуется набором факторов, входящих в интеллект, связями между этими факторами и уровнем развития способностей, входящих в различные факторы. Согласно предлагаемому подходу, социо-культурная среда не влияет на набор факторов, входящих в структуру интеллекта, но изменяет связи факторов и показатели выборки по этим факторам. Приводятся эмпирические данные, подтверждающие эту точку зрения. Так, например, кросс-культурные исследования демонстрируют инвариантность факторной структуры интеллекта в выборках из разных стран, но при этом низкую кросс-национальную валидность тестовых норм. Данные собственного исследования авторов на материале теста Векслера показывают, что ценность той или иной когнитивной способности в обществе связана с ее нагрузкой по генеральному фактору и показателями наследуемости.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Agranovich, A. V., & Puente, A. E. (2007). Do Russian and American normal adults perform similarly on neuropsychological tests? Preliminary findings on the relationship between culture and test performance. Archives of Clinical Neuropsychology, 22, 273-282.

Boivin, M. J., Giordani, B., & Bornefeld, B. (1995). Use of the tactual performance test for cognitive ability testing with African children. Neuropsychology, 9, 409-417.

Carpenter, P. A., Just, M., & Shell, P. (1990). What one intelligence test measures: A theoretical account of processing in the Raven’s progressive matrices test. Psychological Review, 97, 404-431.

Carroll, J. B. (1993). Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

Herrnstein, R. J., & Murray, C. (1994). Bell curve: Intelligence and class structure in American life. New York: Free Press.

Leon-Carrion, J. (1989). Trail making test scores for normal children: Normative data from Spain. Perceptual and Motor Skills, 68, 627-630.

Liu, J., & Lynn, R. (2011). Factor structure and sex differences on the Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence in China, Japan and United States. Personality and Individual Differences, 50(8), 1222-1226. https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.02.013

Roivainen, E. (2010). European and American WAIS III norms: Cross-national differences in performance subtest scores. Intelligence, 38(1), 187-192. https://doi.org/10.1016/j.intell.2009.10.001

Rosselli, M., & Ardila, A. (2003). The impact of culture and education on non-verbal neuropsychological measurements: A critical review. Brain and Cognition, 52(3), 326-333. https://doi.org/10.1016/S0278-2626(03)00170-2

Ushakov, D. V. (2011). Psikhologiya intellekta i odarennosti [The psychology of intelligence and giftedness]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences.

Valueva, E. A., & Ushakov, D. V. (2013). Cultural relevance and properties of intelligence measures: Testing the structural-dynamic theory. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 10(3), 29-40. (in Russian)

Опубликован
2018-11-04
Как цитировать
ВалуеваЕ. А., БеловаС. С., & МорозоваО. А. (2018). Культурная востребованность способностей и психометрические свойства когнитивных тестов. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(3), 491-500. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-3-491-500
Раздел
Статьи выпуска