Зарождение и развитие начатков речи у младенца в течение первых недель и месяцев его жизни (0–12)
Аннотация
Представлен научный проект, обозначивший направление пути происхождения осмысленного слова у маленького ребенка, начиная с момента его рождения. Реакции детей рассматривались как элементы их адаптивного поведения. Собрана база данных систематических видео-аудиозаписей поведения пяти младенцев от 0 до 12 мес., т.е. в период, предшествующий появлению детских слов, — в так называемый предсловесный период. Разработана специализированная методика анализа видео-аудиозаписей: выделялись три вида голосовых проявлений и четыре вида познавательно-действенных реакций, а также некоторые другие проявления. Получено, что на протяжении времени наблюдения вырисовывается структура реакций, включающая, по крайней мере, две подсистемы – голосовую и познавательно-действенную. Представленные в тексте диаграммы показывают различия в путях развития голосовой и семантической подсистем. Этим схематически показана история проявления каждой из них. Ранние истоки детской речи связаны с формированием всей обозначенной системы, а ее развитие начинается от рождения младенца. Разработано теоретическое представление о зарождении и развитии семантического (субъективного) компонента у младенца в первые месяцы его жизни, появление у него зачаточных форм осмысленности, а также роли оперантного научения в выработке первых детских слов.
Скачивания
Литература
2. Бейтс, Э. (1984). Интенции, конвенции и символы. В кн. Психолингвистика (с. 50-103). М.: Прогресс.
3. Белова, С. С. (2005). Интенциональные явления на раннем этапе развития речи. В кн. Н. В. Уфимцева, Т. Н. Ушакова (ред.), Язык. Сознание. Культура. Сборник статей(с. 99-109). М./Калуга: Эйдос.
4. Белова, С. С. (2008). Возникновение интенций в раннем возрасте и их соотношение с речевым развитием. В кн.: Т. Н. Ушакова (ред.), Речь ребенка: проблемы и решения. Коллективная монография (с. 147-168). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
5. Белова, С. С., Носуленко, В. Н., Ушакова, Т. Н. (2016). Использование видеонаблюдения для выявления скрытых процессов предречевого развития младенца. Экспериментальная психология, 9(2), 66-81.
6. Валуева, Е. А., Ушаков, Д. В. (2015). Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям. В кн. А. Д. Журавлева, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная (ред.), Современные исследования интеллекта и творчества(с. 15-48). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
7. Ляксо, Е. Е. (2010). Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз. СПб.: Речь.
8. Сергиенко, Е. (2006). Раннее когнитивное развитие. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
9. Серков, А. Н., Бережной, Д. С.(2016).Эволюционный подход к проблеме возникновения психики. В кн. Седьмая международная конференция по когнитивной науке. 20.06-24.06, Светлогорск, Россия(с. 537).
10. Смит, Л. (2000). Обладают ли младенцы врожденными структурами знания? Другая сторона вопроса. Иностранная психология, 12, 35-49.
11. Соколов, Е. Н. (2004). Нейроны сознания. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 1(2), 3-15.
12. Соловьев, В. Д. (1988). Понимание речи ребенком в сенсомоторном периоде развития. В кн. Т.Н.Ушакова (ред.), Теоретические и прикладные исследования психологии речи (с. 141-156). М.: Институт психологии АН СССР.
13. Томаселло, М. (2011). Истоки человеческого общения. М.: Языки славянских культур.
14. Ушакова, Т. Н. (2011). Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
15. Ушакова, Т. Н. (2015). Как возможно осмысленное слово у годовалого ребенка. Вопросы психологии, 1, 26-38.
16. Ушакова, Т. Н., Белова, С. С. (2015). Истоки психолингвистического развития младенца первого года жизни. Вопросы психолингвистики, 4, 182-195.
17. Чалмерс, Д. (2013). Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М.: УРСС.