Аннотация
Принято считать, что Дюркгейм основывал свою теорию знания на теории представлений. Однако в «Элементарных формах религиозной жизни» он делает сильный акцент на конкретных и наблюдаемых аспектах практики, таких как звуки и движения, и понижает значимость верований и представлений. Он утверждает, что коллективно исполняемые ритуальные звуки и движения могут создавать чувства, которые ведут к появлению базовых категорий, называемых им категориями понимания. Представления, с его точки зрения, — вторичные феномены, возникающие только после участия в социальных практиках. В данной статье посредством анализа текста Дюркгейма показывается, что в стратегически важных местах своего аргумента он тщательно описывает ритуальные практики с точки зрения конкретных деталей, а не представлений. Кроме того, доказывается, что коллективное переживание конкретных звуков и движений было, по мнению Дюркгейма, необходимым условием последующего развития представлений. В противоположность тому, что писал Дюркгейм, фокусирование вместо практик на верованиях и представлениях стало отличительной чертой практически всей
социологической науки XX века. В статье эта доминирующая точка зрения называется «ошибкой подмены абстрактности», которая заставляет считать все феномены понятийно опосредованными. Однако прежде чем звуки и движения получат концептуальное значение, их нужно сделать опознаваемыми в конкретных проявлениях. Иными словами, хотя понятия могут определять границы доступного пониманию, опознаваемость звуков и движений определяет границы того, что может быть представлено в понятийных категориях.