Тия ДеНора. Музыка как агентность в Вене эпохи Бетховена

  • Анна Волик
Ключевые слова: музыкальное исполнение, агентность, музыкальный дискурс, романтизм, творческий агент, культура исполнения, эстетика тела, образ героя, рефлексирующий субъект

Аннотация

Тия ДеНора указывает на недостатки теоретического подхода социологии музыки, трактующего музыку преимущественно как отражение социальной реальности, и утверждает, что роль музыки в обществе этим не ограничивается. Следуя культурсоциологическому видению искусства, она рассматривает музыку в качестве «независимой переменной» и тем самым наделяет ее причиняющей силой. В поисках теоретической конструкции, способной объединить преимущества нескольких подходов, автор останавливается на понятии «агентность» (agency), под различными формами которой понимаются способности к действию, формирующиеся в рамках музыкальной среды. На примере творчества Бетховена анализируется, как и почему музыка Бетховена, ее восприятие и исполнение создали новые способы агентности в музыкальном мире Вены начала XIX века и за его пределами. ДеНора фокусируется, с одной стороны, на музыкальном критическом дискурсе, а с другой — на воплощении дискурсивных идей в исполнении произведений Бетховена. Используя данный подход, автор исследует связь между философскими идеями того времени, музыкой Бетховена и формами агентности, которые она, музыка, воспроизводила.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2011-03-06
Как цитировать
ВоликА. (2011). Тия ДеНора. Музыка как агентность в Вене эпохи Бетховена. Социологическое обозрение, 9(2), 99-105. извлечено от https://cfjournal.hse.ru/index.php/sociologica/article/view/407
Раздел
Рефераты