Ценности россиян в контексте межпоколенных отношений
Аннотация
Общая предрасположенность к новаторству и нововведениям может быть обусловлена ценностями. Отношение к инновациям проявляется, прежде всего, на индивидуальном уровне и выражается в конкретных инновационных установках. Целью данного исследования выступало выявление взаимосвязи между ценностями индивида и инновативными установками и различий во взаимосвязи этих двух конструктов у представителей разных поколений россиян. В качестве респондентов выступили две группы россиян: молодое (в возрасте до 25 лет) и взрослое поколения (после 45 лет). Методический инструментарий включал методику измерения индивидуальных ценностей PVQ-R (Шварц и др., 2012) и методику «Самооценки инновативных качеств личности» (Лебедева, Татарко, 2009). В результате было выявлено, что ценности «Скромность», «Конформность-правила», «Безопасность: личная» «Традиция» мешают принятию инноваций у взрослого поколения россиян. А ценность «Безопасность общественная», напротив, стимулирует принятие инноваций. У молодежи ценности «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Достижение», «Власть: доминирование», «Власть: ресурсы» стимулируют принятие и внедрение инноваций. «Универсализм: забота о других» и «Конформизм: межличностный», наоборот, препятствуют принятию инноваций. Были также выявлены различия во взаимосвязи между ценностями и инновативными установками у представителей разных поколений россиян. А именно, ценность «Безопасность: общественная» у взрослых респондентов положительно взаимосвязана с позитивным отношением к инновациям, а у молодой группы респондентов – отрицательно. Ценность «Безопасность: личная», наоборот, у молодежи препятствует принятию инноваций, а у взрослой группы респондентов положительно сказывается на инновативных установках.
Скачивания
Литература
2. Dollinger, S. J. (2005). A survey of creativity courses at universities in principal countries. Journal of Creative Behavior, 35, 75-88. https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.2005.tb01251
3. Dollinger, S. J. (2006). Autophotographic individuality predicts creativity: a seven-year follow-up. Journal of Creative Behavior, 40, 34-48.
4. Dollinger, S., Burke, Ph., & Gump, N. (2007). Creativity and values. Creativity Research Journal, 19, 91-103.
5. Fedotova, V. A. (2015). Vzaimosvyaz’ tsennostei i ekonomicheskikh ustanovok u predstavitelei raznykh pokolenii rossiyan [The relationship of values and economic attitudes in representatives of different generations of Russians]. Psikhologiya v Ekonomike i Upravlenii, 7(2), 111-120. https://doi.org/10.17150/2225-7845.2015.7(2).111-120
6. Herbig, P., & Dunphy, S. (1998). Culture and innovation. Cross Cultural Management, 5, 13-21.
7. Herbig, P., & Kramer, H. (1994). The effect of information overload on the innovation choice process: Innovation overload. Journal of Consumer Marketing, 11(2), 45-54. https://doi.org/10.1108/07363769410058920
8. Jones, G. K, & Herbert, J. (2000). National culture and innovation: Implications for locating Global RandD operations. Management International Review, 40(1), 11-39.
9. Lebedeva, N. (2008). Cultural values, economic settings, and aptitudes towards innovations in Russia. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 5(2), 68-88. (in Russian)
10. Lebedeva, N. M. (2009). Values and attitudes to innovations: Intercultural differences. Psikhologicheskii Zhurnal, 30(6), 81-92. (in Russian)
11. Lebedeva, N. M., & Bushina, E. V. (2013). Vzaimosvyaz’ individual’nykh tsennostei, pokazatelei sotsial’nogo kapitala i otnosheniya k innovatsiyam [Interrelation between individual values, social capital indicators and attitude towards innovations]. Vestnik Gosudarstvennogo Universiteta Upravleniya, 1, 288-295.
12. Lebedeva, N. M., & Gizatulina, A. S. (2009). Tsennosti kul’tury i otnoshenie k innovatsiyam v mezhdunarodnoi kompanii [Cultural values and attitude towards innovation in the international company]. In N. Ivanova, V. A. Shtroo, & N. Lebedeva (Eds.), Identichnost’ i organizatsiya v menyayushchemsya mire: sbornik nauchnykh statei [Identity and organization in the changing world: a collection of scientific papers] (pp. 15-38). Moscow: HSE Publishing House.
13. Lebedeva, N. M., & Grigoryan, L. K. (2014). Mediativnaya rol’ implitsitnykh teorii innovativnosti vo vliyanii tsennostei na otnoshenie k innovatsiyam [The mediative role of implicit innovation theories in the impact of values on attitudes toward innovation]. In E. G. Yasin (Ed.), XIV Aprel’skaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [XVIII April International Academic Conference on Economic and Social Development] (pp. 492-502). Moscow: HSE Publishing House.
14. Lebedeva, N. M., & Tatarko, A. N. (2009). Metodika issledovaniya otnosheniya lichnosti k innovatsiyam [Research method of attitudes towards innovation]. Al’manakh Sovremennoi Nauki i Obrazovaniya, 4(23), 89-96.
15. Lyasina, I. Y., Sokolov, R. V., & Khvan, N. S. (2014). Values differences of the Russians (application of generations theory in a regional survey). Izvestiya Volgogradskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta, 16(143), 105-107.
16. Magun, V. S., & Rudnev, M. G. (2010). Bazovye tsennosti dvukh pokolenii rossiyan i dinamika ikh sotsial’noi determinatsii [The basic values of two generations of Russians and the dynamics of their social determination]. Obshchestvennye Nauki i Sovremennost’, 3, 87-97.
17. Mastikova, N. S. (2013). Tsennosti rossiyan: chto sleduet iz sopostavleniya statistik mezhdunarodnykh issledovanii [Values of Russians: what a comparison of the statistics of international studies manifests]. Sotsiologicheskii Zhurnal, 1, 36-46.
18. Schwartz, S., Butenko, T. P., Sedova D. S., & Lipatova, A. S. (2012). A refined theory of basic personal values: Validation in Russia. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 9(2), 43-70. (in Russian)
19. Smith, P. B., & Bond, M. H. (1993). Social psychology across cultures: Analysis and perspectives. New York/London: Harvester Wheatsheaf.
20. Venkataraman, S., McMillan, I., & McGrath, R. (1992). Progress in research on corporate venturing. State of the Art in Entrepreneurship, 21(5), 931-952.
21. Yasin, E. G., & Lebedeva, N. M. (2009). Culture and innovation: Approach to the problem. ForesightRussia, 3(2), 16-26. (in Russian)
22. Zhuravlev, A. L. (1993). Sotsial’naya psikhologiya lichnosti i malykh grupp: nekotorye itogi issledovaniya [Social Psychology of Personality and Small Groups: Results of the Study]. Psikhologicheskii Zhurnal, 14(4), 4-15.