Оптимистический атрибутивный стиль и диспозиционный оптимизм: эмпирическая проверка сходства и различия двух конструктов
Аннотация
Статья посвящена проблеме различения двух типов оптимизма, отражающих разные стороны конструктивного мышления личности – диспозиционного оптимизма (ДО) как обобщенных положительных или отрицательных ожиданий относительно будущего и оптимистического атрибутивного стиля (ОАС) как стиля объяснения позитивных и негативных жизненных ситуаций. Несмотря на множество исследований, в которых изучаются эти конструкты, отсутствуют работы, в которых рассматривается совместный вклад ДО и ОАС в успешность деятельности и психологическое благополучие. В исследовании проведенном на студентах вузов (N = 141) продемонстрированы как сходство, так и специфика конструктов в предсказании психологического благополучия и успешности учебной деятельности. Для диагностики оптимистического атрибутивного стиля использовалась сокращенная версия опросника СТОУН (Гордеева, Осин, Шевяхова, 2009), диспозиционный оптимизм измерялся с помощью теста диспозиционного оптимизма (ТДО, Гордеева, Сычев, Осин, 2010). Статистически подтверждена содержательная близость двух конструктов и их сходство как предикторов психологического благополучия личности. Была построена путевая модель, в которой вклад ОАС успехов и ОАС неудач в успеваемость и благополучие был опосредован особенностями саморегуляции, а диспозиционный оптимизм вносил непосредственный вклад в благополучие; при этом ДО коррелировал как с ОАС успехов, так и с ОАС неудач. Анализ этой модели свидетельствовал о ее хорошем соответствии данным: χ2 = 9,315; df = 7; p = 0,23; CFI = 0,975; NNFI = 0,957; RMSEA = 0,048 (программа Mplus 7.4). Специфика двух типов оптимизма обнаружилась в особенностях их связей с успешностью деятельности, только ОАС обнаружил эту связь, которая была опосредована саморегуляцией. Навыки саморегуляции и самоорганизации, включающие целеполагание, планирование, настойчивость и склонность доводить дело до конца, выступили в качестве медиаторов, опосредствующих влияние оптимистического атрибутивного стиля успехов и неудач на академические достижения и удовлетворенность жизнью.
Скачивания
Литература
2. Carver, C. S., Scheier, M. F., & Segerstrom, S. C. (2010). Optimism. Clinical Psychology Review, 30(7), 879-889. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2010.01.006
3. Gordeeva, T. O., & Osin, E. N. (2010). Positive thinking as a factor of academic achievement. Voprosy Psikhologii, 1, 24-33. (in Russian)
4. Gordeeva, T. O., & Osin, E. N. (2011). Optimistic Attributional Style as a Predictor of Well-Being and Performance in Different Academic Settings. In I. Brdar (Ed.), The Human Pursuit of Well-Being (pp. 159-174). Springer Netherlands. https://doi.org/10.1007/978-94-007-1375-8_14
5. Gordeeva, T. O., Osin, E. N., & Shevyakhova, V. Yu. (2009). Diagnostika optimizma kak stilya ob”yasneniya uspekhov i neudach: oprosnik STOUN[Diagnostics of the optimism as an attributional style of explaining of successes and failures]. Moscow: Smysl.
6. Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., & Osin, E. N. (2010). Razrabotka russkoyazychnoi versii testa dispozitsionnogo optimizma (LOT) [The development of a Russian version of the test of dispositional optimism (LOT)]. Psychologicheskaya Diagnostika, 2, 36-64.
7. Houston, D. M. (2016). Revisiting the relationship between attributional style and academic performance. Journal of Applied Social Psychology, 46(3), 192-200. https://doi.org/10.1111/jasp.12356
8. Hu, T., Zhang, D., & Yang, Z. (2015). The relationship between attributional style for negative outcomes and depression: A meta-analysis. Journal of Social and Clinical Psychology, 34(4), 304-321. https://doi.org/10.1521/jscp.2015.34.4.304
9. Mandrikova, E. Yu. (2010). Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deyatel’nosti (OSD) [Elaboration of activity’s self-organization questionnaire]. Psychologicheskaya Diagnostika, 2, 87-111.
10. Osin, E. N., & Leontiev, D. A. (2008). Aprobaciya russkoyazychnykh versii dvukh shkal ekspress-ocenki subyektivnogo blagopoluchiya[Russian-language validation of two brief subjective well-being scales]. InMaterialy III Vserossiiskogo Sociologicheskogo Kongressa[Proceedings of the 3rd Russian Congress on Sociology]. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences/Russian Society of Sociologists. Retrieved from http://publications.hse.ru/en/chapters/78753840
11. Peterson, C., & Barrett, L. C. (1987). Explanatory style and academic performance among university freshman. Journal of Personality and Social Psychology, 53(3), 603-607. https://doi.org/10.1037/0022-3514.53.3.603
12. Peterson, C., & Seligman, M. E. (1984). Causal explanations as a risk factor for depression: Theory and evidence. Psychological Review, 91(3), 347-374. https://doi.org/10.1037/0033-295X.91.3.347
13. Richardson, M., Abraham, C., & Bond, R. (2012). Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 138(2), 353-387. https://doi.org/10.1037/a0026838
14. Sweeney, P. D., Anderson, K., & Bailey, S. (1986). Attributional style in depression: a meta-analytic review. Journal of Personality and Social Psychology, 50(5), 974-991. https://doi.org/10.1037/0022-3514.50.5.974