Выражение индивидуальных переживаний и структура психики

  • Сергей Борисович Куликов Томский государственный педагогический университет
Ключевые слова: психология, аналитическая философия, природа психических процессов, умственная деятельность, выражение индивидуальных переживаний в психологии, язык и речь, внутренняя речь, диалектика единого и многого

Аннотация

В статье представлена темареконструкции полемики между аналитическими философами и психологами с целью прояснения отношений мышления, языка и речи в процессе выражения индивидуальных переживаний. Применяя методсравнительного анализа,автор представил аргументацию Л. Витгенштейна и его последователей в пользу вариантов редукции мыслительных операций к языку, а языка к логическим высказываниям. Выражение индивидуальных переживаний оказалось оправданным в результате их перевода в формы атрибутивных конструкций вида aRb . Данная процедура затруднила совпадение формы и содержания индивидуальных переживаний при их языковом выражении. Альтернативная точка зрения, представленная Ж. Пиаже, Л. Выготским и их современными комментаторами, подразумевает расширительное толкование психики, учет возрастных особенностей ее формирования. Были определены виды речи, а именно внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь продемонстрировала прямую связь с мышлением и логическими формами языковых способов выражения индивидуальных переживаний. Внутренняя речь раскрыла возможности выражать индивидуальные переживания при связи мышления с языком, опосредованной воображением. В социокультурном отношении внутренняя речь оказалась каналом для трансляции индивидуальных переживаний при условии наложения импульсов, которые были созданы индивидом, на перформативные виды высказывания (раскрыты в теории речевых актов Дж. Остином). Новизна исследования заключается в представлении современных форм диалектики единого и многого, соотнесенной с полемикой относительно природы человеческой психики и каналов трансляции индивидуальных переживаний. В психологическом отношении результат раскрывает перспективы анализа структур психики, участвующих в опосредовании связей между мышлением и языком при выражении индивидуальных переживаний.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Anderson, R. E. (1982). Speech imagery is not always faster than visual imagery. Memory and Cognition, 10(4), 371-380.

2. Austin, J. L. (1962). How to do things with words. Cambridge, MA: Harvard University Press.

3. Baddeley, A. D., & Lewis, V. (1981). Inner active processing in reading: The inner voice, the inner ear, and the inner eye. In A. M. Lesgold & C. A. Perfetti (Eds.), Interactive processes in reading (pp. 107-129). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.

4. Ciarrochi, J., Kashdan, T. B., & Harris, R. (2013). The foundations of flourishing. In T. B. Kashdan & J. Ciarrochi (Eds.),Mindfulness, acceptance, and positive psychology: The seven foundations of wellBeing(pp. 1-29). Oakland, CA: Context Press.

5. Coltheart, V. (1999). Phonological codes in reading comprehension, short-term memory, and memory for rapid visual sequences. In V. Coltheart (Ed.), Fleeting memories cognition of brief visual stimuli (pp. 181-225). Cambridge, MA: The MIT Press.

6. Davidson, D. (1963). Actions, reasons and causes. Journal of Philosophy, 60, 685-700. https://doi.org/10.1093/0199246270.001.0001

7. De Guerrero, M. C. M. (1999). Inner speech as mental rehearsal: The case of advanced L2 learners. Issues in Applied Linguistics, 10(1), 27-55.

8. Ehrich, J. F. (2006). Vygotskian inner speech and the reading process. Australian Journal of Educational and Developmental Psychology, 6(3), 12-25.

9. Fenk, A. (2013). The cognitive functions of inner speech. In D. Moyal-Sharrock, V. A. Munz, & A. Coliva (Eds.), Mind, language and action. Papers of the 36 th International Wittgenstein Symposium, August 11-17, Kirchberg am Wechsel (pp. 128-130). Kirchberg am Wechsel: The Austrian Ludwig Wittgenstein Society.

10. Grice, H. P. (1996). Meaning. In A. P. Martinich (Ed.), The philosophy of language(3rd ed.) (pp. 85-91). New York: Oxford University Press.

11. Jones, P. E. (2009). From “external speech” to “inner speech” in Vygotsky: A critical appraisal and fresh perspectives. Language and Communication, 29, 166-181. https://doi.org/10.1016/j.langcom.2008.12.003

12. Kissine, M. (2008). “Locutionary, Illocutionary, Perlocutionary”. Language and Linguistics Compass, 2(6), 1189-1202. https://doi.org/10.1111/j.1749-818x.2008.00093.x

13. Piaget, J. (1998). The language and thought of the child(4th ed.). London: Routledge.

14. Pilotta, J. J., & Mickunas, A. (1990). Science of communication: Its phenomenological foundation. Hillsdale, NJ: Lawrence Belbaum Associates.

15. Searle, J. R. (2002). Individual intentionality and social phenomena in the theory of speech acts. In J.R.Searle, Consciousness and language(pp. 142-155). Cambridge, MA: Cambridge University Press.

16. Smith, L. (2009). Wittgenstein’s rule-following paradox: How to resolve it with lessons for psychology. New Ideas in Psychology, 27(2), 228-242. https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2008.04.006

17. Strawson, P. F. (1964). Intention and convention in speech acts. Philosophical Review, 73, 439-460. https://doi.org/10.2307/2183301

18. Vygotsky, L. S. (1986). Thought and language. Cambridge, MA: MIT Press.

19. Wittgenstein, L. (1922). Tractatus Logico-Philosophicus. London: Routledge & Kegan Paul.

20. Wittgenstein, L. (1968). Philosophical Investigations(G. E. M. Anscombe, Trans.) (3rd ed.). New York: Macmillan.
Опубликован
2018-11-04
Как цитировать
КуликовС. Б. (2018). Выражение индивидуальных переживаний и структура психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(4), 644-656. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-4-644-656
Раздел
Статьи выпуска