Выражение индивидуальных переживаний и структура психики
Ключевые слова:
психология, аналитическая философия, природа психических процессов, умственная деятельность, выражение индивидуальных переживаний в психологии, язык и речь, внутренняя речь, диалектика единого и многого
Аннотация
В статье представлена темареконструкции полемики между аналитическими философами и психологами с целью прояснения отношений мышления, языка и речи в процессе выражения индивидуальных переживаний. Применяя методсравнительного анализа,автор представил аргументацию Л. Витгенштейна и его последователей в пользу вариантов редукции мыслительных операций к языку, а языка к логическим высказываниям. Выражение индивидуальных переживаний оказалось оправданным в результате их перевода в формы атрибутивных конструкций вида aRb . Данная процедура затруднила совпадение формы и содержания индивидуальных переживаний при их языковом выражении. Альтернативная точка зрения, представленная Ж. Пиаже, Л. Выготским и их современными комментаторами, подразумевает расширительное толкование психики, учет возрастных особенностей ее формирования. Были определены виды речи, а именно внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь продемонстрировала прямую связь с мышлением и логическими формами языковых способов выражения индивидуальных переживаний. Внутренняя речь раскрыла возможности выражать индивидуальные переживания при связи мышления с языком, опосредованной воображением. В социокультурном отношении внутренняя речь оказалась каналом для трансляции индивидуальных переживаний при условии наложения импульсов, которые были созданы индивидом, на перформативные виды высказывания (раскрыты в теории речевых актов Дж. Остином). Новизна исследования заключается в представлении современных форм диалектики единого и многого, соотнесенной с полемикой относительно природы человеческой психики и каналов трансляции индивидуальных переживаний. В психологическом отношении результат раскрывает перспективы анализа структур психики, участвующих в опосредовании связей между мышлением и языком при выражении индивидуальных переживаний.Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
Литература
1. Anderson, R. E. (1982). Speech imagery is not always faster than visual imagery. Memory and Cognition, 10(4), 371-380.
2. Austin, J. L. (1962). How to do things with words. Cambridge, MA: Harvard University Press.
3. Baddeley, A. D., & Lewis, V. (1981). Inner active processing in reading: The inner voice, the inner ear, and the inner eye. In A. M. Lesgold & C. A. Perfetti (Eds.), Interactive processes in reading (pp. 107-129). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
4. Ciarrochi, J., Kashdan, T. B., & Harris, R. (2013). The foundations of flourishing. In T. B. Kashdan & J. Ciarrochi (Eds.),Mindfulness, acceptance, and positive psychology: The seven foundations of wellBeing(pp. 1-29). Oakland, CA: Context Press.
5. Coltheart, V. (1999). Phonological codes in reading comprehension, short-term memory, and memory for rapid visual sequences. In V. Coltheart (Ed.), Fleeting memories cognition of brief visual stimuli (pp. 181-225). Cambridge, MA: The MIT Press.
6. Davidson, D. (1963). Actions, reasons and causes. Journal of Philosophy, 60, 685-700. https://doi.org/10.1093/0199246270.001.0001
7. De Guerrero, M. C. M. (1999). Inner speech as mental rehearsal: The case of advanced L2 learners. Issues in Applied Linguistics, 10(1), 27-55.
8. Ehrich, J. F. (2006). Vygotskian inner speech and the reading process. Australian Journal of Educational and Developmental Psychology, 6(3), 12-25.
9. Fenk, A. (2013). The cognitive functions of inner speech. In D. Moyal-Sharrock, V. A. Munz, & A. Coliva (Eds.), Mind, language and action. Papers of the 36 th International Wittgenstein Symposium, August 11-17, Kirchberg am Wechsel (pp. 128-130). Kirchberg am Wechsel: The Austrian Ludwig Wittgenstein Society.
10. Grice, H. P. (1996). Meaning. In A. P. Martinich (Ed.), The philosophy of language(3rd ed.) (pp. 85-91). New York: Oxford University Press.
11. Jones, P. E. (2009). From “external speech” to “inner speech” in Vygotsky: A critical appraisal and fresh perspectives. Language and Communication, 29, 166-181. https://doi.org/10.1016/j.langcom.2008.12.003
12. Kissine, M. (2008). “Locutionary, Illocutionary, Perlocutionary”. Language and Linguistics Compass, 2(6), 1189-1202. https://doi.org/10.1111/j.1749-818x.2008.00093.x
13. Piaget, J. (1998). The language and thought of the child(4th ed.). London: Routledge.
14. Pilotta, J. J., & Mickunas, A. (1990). Science of communication: Its phenomenological foundation. Hillsdale, NJ: Lawrence Belbaum Associates.
15. Searle, J. R. (2002). Individual intentionality and social phenomena in the theory of speech acts. In J.R.Searle, Consciousness and language(pp. 142-155). Cambridge, MA: Cambridge University Press.
16. Smith, L. (2009). Wittgenstein’s rule-following paradox: How to resolve it with lessons for psychology. New Ideas in Psychology, 27(2), 228-242. https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2008.04.006
17. Strawson, P. F. (1964). Intention and convention in speech acts. Philosophical Review, 73, 439-460. https://doi.org/10.2307/2183301
18. Vygotsky, L. S. (1986). Thought and language. Cambridge, MA: MIT Press.
19. Wittgenstein, L. (1922). Tractatus Logico-Philosophicus. London: Routledge & Kegan Paul.
20. Wittgenstein, L. (1968). Philosophical Investigations(G. E. M. Anscombe, Trans.) (3rd ed.). New York: Macmillan.
2. Austin, J. L. (1962). How to do things with words. Cambridge, MA: Harvard University Press.
3. Baddeley, A. D., & Lewis, V. (1981). Inner active processing in reading: The inner voice, the inner ear, and the inner eye. In A. M. Lesgold & C. A. Perfetti (Eds.), Interactive processes in reading (pp. 107-129). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
4. Ciarrochi, J., Kashdan, T. B., & Harris, R. (2013). The foundations of flourishing. In T. B. Kashdan & J. Ciarrochi (Eds.),Mindfulness, acceptance, and positive psychology: The seven foundations of wellBeing(pp. 1-29). Oakland, CA: Context Press.
5. Coltheart, V. (1999). Phonological codes in reading comprehension, short-term memory, and memory for rapid visual sequences. In V. Coltheart (Ed.), Fleeting memories cognition of brief visual stimuli (pp. 181-225). Cambridge, MA: The MIT Press.
6. Davidson, D. (1963). Actions, reasons and causes. Journal of Philosophy, 60, 685-700. https://doi.org/10.1093/0199246270.001.0001
7. De Guerrero, M. C. M. (1999). Inner speech as mental rehearsal: The case of advanced L2 learners. Issues in Applied Linguistics, 10(1), 27-55.
8. Ehrich, J. F. (2006). Vygotskian inner speech and the reading process. Australian Journal of Educational and Developmental Psychology, 6(3), 12-25.
9. Fenk, A. (2013). The cognitive functions of inner speech. In D. Moyal-Sharrock, V. A. Munz, & A. Coliva (Eds.), Mind, language and action. Papers of the 36 th International Wittgenstein Symposium, August 11-17, Kirchberg am Wechsel (pp. 128-130). Kirchberg am Wechsel: The Austrian Ludwig Wittgenstein Society.
10. Grice, H. P. (1996). Meaning. In A. P. Martinich (Ed.), The philosophy of language(3rd ed.) (pp. 85-91). New York: Oxford University Press.
11. Jones, P. E. (2009). From “external speech” to “inner speech” in Vygotsky: A critical appraisal and fresh perspectives. Language and Communication, 29, 166-181. https://doi.org/10.1016/j.langcom.2008.12.003
12. Kissine, M. (2008). “Locutionary, Illocutionary, Perlocutionary”. Language and Linguistics Compass, 2(6), 1189-1202. https://doi.org/10.1111/j.1749-818x.2008.00093.x
13. Piaget, J. (1998). The language and thought of the child(4th ed.). London: Routledge.
14. Pilotta, J. J., & Mickunas, A. (1990). Science of communication: Its phenomenological foundation. Hillsdale, NJ: Lawrence Belbaum Associates.
15. Searle, J. R. (2002). Individual intentionality and social phenomena in the theory of speech acts. In J.R.Searle, Consciousness and language(pp. 142-155). Cambridge, MA: Cambridge University Press.
16. Smith, L. (2009). Wittgenstein’s rule-following paradox: How to resolve it with lessons for psychology. New Ideas in Psychology, 27(2), 228-242. https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2008.04.006
17. Strawson, P. F. (1964). Intention and convention in speech acts. Philosophical Review, 73, 439-460. https://doi.org/10.2307/2183301
18. Vygotsky, L. S. (1986). Thought and language. Cambridge, MA: MIT Press.
19. Wittgenstein, L. (1922). Tractatus Logico-Philosophicus. London: Routledge & Kegan Paul.
20. Wittgenstein, L. (1968). Philosophical Investigations(G. E. M. Anscombe, Trans.) (3rd ed.). New York: Macmillan.
Опубликован
2018-11-04
Как цитировать
КуликовС. Б. (2018). Выражение индивидуальных переживаний и структура психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(4), 644-656. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-4-644-656
Выпуск
Раздел
Статьи выпуска