Уличный досуг детей и подростков
Аннотация
Статья посвящена содержанию и роли уличного досуга в социализации детей и подростков в разных поколениях. Представлены результаты контент-анализа данных опроса 251 респондента разного возраста, проведенного c использованием двух специально разработанных анкет. Рассматриваются основные занятия, конституирующие детский уличный досуг. Выделены пять основных категорий: игры (с правилами, спортивные, сюжетно-ролевые и др.); исследование окружающей среды (эксперименты, поиски, собирательство, конструирование и т.п.); риск (разнообразные рискованные эпизоды); общение со сверстниками; культурно-опосредованная активность (посещение музеев, катков и др.). Описаны основные составляющие каждой из пяти категорий и соотношение их представленности среди ответов взрослой и подростковой выборки. Характеризуется связь динамики уличного времяпрепровождения детей с социальными тенденциями XX и XXI вв., такими, как повышение социальной напряженности и неопределенности, урбанизация, перенаселенность и др. Показаны различия в уличном досуге между поколениями, состоящие в хронологии освоения детьми разных поколений уличного пространства и содержании их уличного досуга. Обсуждается роль уличного досуга в социализации детей и подростков. Характеризуются ареалы основных видов детской уличной активности, а также степень информированности и контроля родителей за деятельностью детей, варианты создаваемых родителями правил и ограничений на детские перемещения и занятия. Рассматривается, как представление о притягательном и побуждающем к познанию мире сменяется представлением о том, что он опасен и вызывает тревогу. Обрисованы перспективы дальнейших психологических исследований в данной области.
Скачивания
Литература
2. Бочавер, А. А. (2015). Представления о доме как элемент персонального опыта. Психологический журнал, 36(4), 5-15.
3. Нартова-Бочавер, С. К. (2012). Физическая школьная среда как предиктор здоровья и благополучия субъектов образовательного процесса (обзор зарубежных исследований). Клиническая и специальная психология, 1. Режим доступа: http://psyjournals.ru psyclin/2012/n1/49968.shtml
4. Осорина, М. В. (2008). Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер.
5. Поливанова, К. Н. (2016). Детство в меняющемся мире. Современная зарубежная психология (электронный научный журнал), 5(2), 5-10. Режим доступа: http://psyjournals.ru/jmfp/2016/n2/82357.shtml
6. Радина, Н. К. (2012). Социальная психология городского образа жизни: город страха. Социальная психология и общество, 1, 126-141.
7. Хломов, К. Д., Кондрашкин, А. В., Кузин, П. А., Калякина, С. М., Тюльканова, К. И., Медведев, Д. П. (2014). Подросток в онлайн игре: включенное наблюдение и опыт социальной работы. Психологическая наука и образование http://psyedu.ru (электронный научный журнал), 6(4). Режим доступа: http://psyedu.ru journal/2014/4/Khlomov_Kondrashkin_Kuzin.phtm