Эстетическая одаренность и интеллект

  • Андрей Александрович Григорьев Московский городской психолого-педагогический университет
  • Роман Валерьевич Козьяков Московский социально-гуманитарный институт
  • Екатерина Михайловна Лаптева Московский городской психолого-педагогический университет
  • Ольга Михайловна Смирнова Государствен­но­е бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Ключевые слова: эстетическая одаренность, интеллект, вербальные способности

Аннотация

В статье рассматриваются два вопроса: о существовании общей эстетической одаренности и о связи эстетической одаренности с интеллектуальными способностями. Осуществляется попытка решить эти вопросы путем анализа данных, полученных при апробации методики для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества. Часть участвовавших в этой апробации испытуемых  выполняли также тест для измерения эстетической восприимчивости в области изобразительного искусства (VAST) и/или тест интеллекта (матрицы Равена). Кроме того, анализировались данные специально проведенного исследования, в котором, помимо методики для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества и матриц Равена, использовались три субтеста из теста структуры интеллекта Амтхауэра: Осведомленность, Аналогии и Обобщения. Полученные результаты состояли в следующем. Методики измерения эстетической одаренности в области литературного творчества и изобразительного искусства не связаны между собой. Имеет место диссоциация их связей с тестом общего интеллекта: в то время как методика для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества и матрицы Равена не связаны, имеет место невысокая, но значимая корреляция VAST и матриц Равена. Таким образом, проведенный анализ не выявил свидетельств существования общей эстетической одаренности. Эстетическая одаренность в области литературного творчества, не связана с общим интеллектом, о чем свидетельствует, помимо отсутствия ее корреляции с матрицами Равена, и отсутствие ее корреляции с субтестом Осведомленность, но связана с вербальными способностями: имеет место невысокая, но значимая ее корреляция с субтестом Аналогии, а также положительная корреляция ее с латентной переменной, образованной из субтестов Аналогии и Обобщения.

   

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Григорьев, А. А., Князева, Т. С., Козьяков, Р. В., Смирнова, О. М., Сухановский, В. Ю. (2014). Диагностика эстетической одаренности: апробация теста VAST в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(3), 96-109.

2. Григорьев, А.А., Смирнова, О.М., Широпаев, А.А. (2015). Измерение эстетической одаренности в области литературного творчества. Сибирский психологический журнал, 55, 61-71.

3. Сабадош, П.А. (2015). Разработка методов диагностики эстетических способностей: тесты эстетической чувствительности. В кн. А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная (ред.),Современные исследования интеллекта и творчества(с. 250-262). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

4. Ушаков, Д.В. (2011). Психология интеллекта и одаренности.М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

5. Шенгели, Г. А. (1960). Техника стиха. М.: Гослитиздат.
Опубликован
2018-11-03
Как цитировать
ГригорьевА. А., КозьяковР. В., ЛаптеваЕ. М., & СмирноваО. М. (2018). Эстетическая одаренность и интеллект. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(2), 377-386. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-2-377-386
Раздел
Короткие сообщения