К проблеме соотнесения общих, специальных и творческих способностей (на примере математической одаренности)

  • Диана Борисовна Богоявленская МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Анна Николаевна Низовцова МГУ имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: общие способности, специальные способности, математические способности, одаренность, творчество, личность

Аннотация

В статье рассматривается проблема соотношения общих, специальных и творческих способностей. Представлен анализ теоретических позиций по проблеме общих и специальных способностей. Описана дискуссия между В.А. Крутецким и С.Л. Рубинштейном. Рубинштейн показал, что специальные способности фактически сводятся к общим. Окончательное решение этой проблемы было предложено В.Д. Шадриковым в теории способностей как свойств функциональных систем и специальных способностей как общих, приобретших свойство оперативности под влиянием требований деятельности; снимается наблюдаемое противоречие и однозначно решается вопрос о природе специальных способностей. Проблема соотношения общих и творческих способностей в данный момент особенно актуальна за рубежом (Б. Срираман, Д. Питта-Пантаци, М. Катту, Р. Лейкин и др.). В.Д. Шадриков рассматривает способности на трех уровнях: индивида (натуральные способности), субъекта деятельности (специальные способности) и личности (включая ее нравственную сферу). Способности на уровне личности и есть одаренность, которая может перерастать в творчество. Далее приводятся развиваемые нами в рамках процессуально-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна представления о творческих способностях как способности к развитию деятельности по своей инициативе. Соотнесение различных видов способностей рассматривается нами на примере математической одаренности. В исследовании приняли участие студенты и выпускники математических специальностей (в том числе кандидаты наук) престижных российских вузов (n = 83). Творческие способности и одаренность диагностируются с помощью методики, разработанной в рамках метода «Креативное поле» на математическом материале. Результаты сопоставляются с интеллектуальными и личностными методиками. Было показано, что в овладении математическим материалом реализуются общие способности. Определяющей для проявления творческих способностей и одаренности является познавательная направленность личности, которая выражается в развитии деятельности по своей инициативе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Адамар, Ж. (1970). Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Советское радио.

2. Богоявленская, Д. Б. (1971). Метод исследования уровней интеллектуальной активности. Вопросы психологии, 1, 144-146.

3. Богоявленская, Д. Б. (1983). Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета.

4. Богоявленская, Д. Б. (2002). Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия».

5. Богоявленская, Д. Б. (2009). Психология творческих способностей. Самара: ИД «Федоров».

6. Крутецкий, В. А. (1968). Психология математических способностей школьниковМ.: Просвещение.

7. Леонтьев, Д. А., Ильченко, А. Н. (2007). Уровни мировоззренческой активности и их диагностика. Психологическая диагностика, 3, 3-21.

8. Мильман, В. Э. (2005). Мотивация творчества и роста.Структура. Диагностика. Развитие. М.: ООО «Мирея и Ко».

9. Петухова, И. А. (1976). Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы. Вопросы психологии, 4, 80-89.

10. Равен, Д. К. (2002). Продвинутые прогрессивные матрицы: Серии 1, 2. М.: Когито-Центр.

11. Рубинштейн, С. Л. (1960). Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 3, 3-8.

12. Шадриков, В. Д. (2006). Мир внутренней жизни человека. М.: Логос.

13. Шадриков, В. Д. (2010). Профессиональные способности. М.: Университетская книга.

14. Щебланова, Е. И., Щербо, Н. П., Шумакова, Н. Б. (1993). Фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса. Методические рекомендации по работе с тестом. М.: Институт развития одаренности.

15. Якиманская, И. С. (2004). Психологические основы математического образования. М.: ИЦ«Академия».
Опубликован
2018-10-31
Как цитировать
БогоявленскаяД. Б., & НизовцоваА. Н. (2018). К проблеме соотнесения общих, специальных и творческих способностей (на примере математической одаренности). Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(2), 277-297. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-2-277-297
Раздел
Статьи выпуска