Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке
Ключевые слова:
социальная идентичность, идентичность, идентификация, конфирматорный факторный анализ, группа, ингрупповая идентификация
Аннотация
В статье представлены результаты психометрической проверки модели измерения ингрупповой идентификации. Модель представляет собой иерархическую структуру из 5 компонетов (самостереотипизации, ингрупповой гомогенности, сплоченности, удовлетворенности и выраженности), сгруппированных в 2 фактора второго порядка (самоопределение и личный вклад). Анализ проводился на выборках студентов, представителей этнической группы “русские” и религиозной группы “православные” (N = 591). В исследовании 1 проводился конфирматорный факторный анализ двухуровневой модели измерения ингрупповой идентификации. Результаты показали, что двухуровневая модель (5 компонентов (шкал) на первом уровне и 2 фактора на втором уровне) обладает лучшим соответствием исходным данным по сравнению с альтернативными моделями. Наборы суждений, относящиеся к каждому из пяти компонентов ингрупповой идентификации, хорошо согласованы и обладают дискриминантной валидностью. В исследовании 2 проверялась валидность русскоязычного варианта методики. Полученные данные свидетельствуют о конвергентной валидности компонентов (шкал). Пять компонентов модели измерения ингрупповой идентификации описывают когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты идентификации с этнической группой. Результаты исследования 1 и исследования 2 показывают, что русскоязычный вариант методики, основанной на данной модели, обладает конвергентной и дискриминантной валидностью. Также обсуждаются ограничения проведенного исследования и дальнейшие шаги по адаптации методики измерения ингрупповой идентификации.Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-12-06
Как цитировать
АгадуллинаЕ. Р., & ЛоваковА. В. (2013). Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10(4), 143-157. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2013-4-143-157
Выпуск
Раздел
Психодиагностика