Показатели эффективности психологического консультирования по телефону лиц, подвергшихся воздействию психологически травмирующего события

  • Сергей Анатольевич Чуганский Московская служба психологической помощи населению Департамента социальной защиты г. Москвы, 109125, Россия, Москва, 2-й Саратовский пер., д. 8, стр. 2
Ключевые слова: психологическое консультирование, телефон неотложной психологической помощи, эффективность психологической помощи, психологическая травма, симптомы психологической травмы, психотравмирующее событие

Аннотация

Дистанционное психологическое консультирование лиц, подвергшихся влиянию психотравмирующего события,– одна из сложнейших задач для психолога-консультанта. Кроме стратегии непосредственно консультирования, существуют и другие факторы, влияющие на эффективность работы психолога-консультанта: степень травматизации клиента, смысловое содержание психотравмирующего события и др. Исследована связь эффективности кризисного психологического консультирования с такими факторами. Цель исследования – выявление различий в эффективности, уточнение границ компетентности и возможностей в телефонном консультировании человека, перенесшего психологическую травму и выработка рекомендаций по работе в соответствии с ними. В данном исследовании основной акцент сделан на выявлении конкретной симптоматики психологической травмы методами психологического тестирования, анкетирования, наблюдения, качественного и количественного анализа данных о психологических процессах, происходящих с человеком, обратившимся за помощью. Также, выявлялись признаки изменения текущего психологического состояния клиента. Они названы действительными изменениями. К ним относятся изменения: дыхания, голоса, темпа речи, осознавания, актуализировавшиеся вопросы и задачи, структурированное ближайшее будущее. Как отдельная качественная переменная рассматривался самоотчёт клиента об эффективности оказанной помощи, опирающийся на его субъективную оценку. По итогам исследования подтверждены гипотезы о: взаимосвязи между субъективным самоотчетом клиента об эффективности консультации и степенью влияния травматического события на него; различии в изменениях психологического состояния клиентов по итогам консультации в зависимости от содержания психотравмирующего события; наличии связи между субъективным самоотчетом клиента об эффективности консультации и содержанием психотравмирующего события. В результате исследовательской работы были сформулированы рекомендации для психолога, практикующего кризисное консультирование по телефону.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-06-04
Как цитировать
ЧуганскийС. А. (2014). Показатели эффективности психологического консультирования по телефону лиц, подвергшихся воздействию психологически травмирующего события. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(1), 174-188. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2014-1-174-188
Раздел
Короткие сообщения