<p>Социальные верования: адаптация методик Дж. Даккита</p>

  • Ольга Александровна Гулевич
  • Ольга Александровна Аникеенок Казанский институт Российского государственного торгово-экономического университета, 420111, Россия, Казань, ул. Кремлёвская, 25/22
  • Ирина Константиновна Безменова Российский государственный гуманитарный университет, 125993, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6
Ключевые слова: вера в опасный мир, вера в конкурентный мир, авторитаризм, ориентация на социальное доминирование, этнические предрассудки

Аннотация

Социальные верования – это представления о том, какова сущность других людей, как они ведут себя по отношению к окружающим и как надо отвечать на их действия. К их числу относится вера в опасный мир (убеждение в том, что общество хаотично, непредсказуемо и агрессивно) и конкурентный мир (убеждение человека в том, что окружающие люди лгут, манипулируют им и стремятся «обыграть» его). В данной статье представлены результаты исследования, посвященного проверке структурной валидности русскоязычной версии опросников Дж.Даккита для измерения веры в опасный и конкурентный мир. В исследовании приняли участие студенты московских, подмосковных и казанских вузов, а также сотрудники коммерческих организаций (N=1938, Mвозраст=20.24, SDвозраст=4.64). Респонденты заполняли переведенные на русский язык версии опросника для измерения веры в опасный мир, который включал в себя 12 утверждений, и опросника для измерения веры в конкурентный мир, который состоял из 20 утверждений. Для обработки результатов использовался эксплораторный и конфирматорный анализ. Анализ данных, касающихся веры в опасный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает полная двухуровневая модель, при которой все утверждения образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В то же время, анализ данных, касающихся веры в конкурентный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает сокращенная двухуровневая модель, при которой 12 утверждений образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В обсуждении рассматривается культурная специфика русскоязычной версии опросников для измерения социальных верований.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-09-04
Как цитировать
ГулевичО. А., АникеенокО. А., & БезменоваИ. К. (2014). <p>Социальные верования: адаптация методик Дж. Даккита</p&gt;. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(2), 68-89. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2014-2-68-89
Раздел
Статьи выпуска