Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде

  • Игорь Викторович Вачков Московский городской психолого-педагогический университет, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29
Ключевые слова: субъект, субъектность, полисубъект, субъект-субъектное взаимодействие, субъект-объектное взаимодействие, полисубъектное взаимодействие, общность «учитель – обучающиеся»

Аннотация

Приведены методологические основания разрабатываемого автором полисубъектного подхода к педагогическому взаимодействию. Раскрыта сущность понятия полисубъектного взаимодействия среди других видов педагогического взаимодействия. Это понятие определяется автором как такая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность, особую степень близости отношений, наиболее благоприятные условия для развития и характеризуется  особым типом общности – полисубъектом. Полисубъект  понимается как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях. Сущность полисубъекта проявляется в способности к творческой  активности, к осознанию системы отношений между субъектами, к образованию общего семантического пространства, а также в способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект, развивая субъект-субъектные отношения с другими общностями. В системе развивающего образования полисубъектное взаимодействие в общности «учитель – обучающиеся» является результатом развития субъектности всех членов общности. В качестве видов взаимодействия рассмотрены субъектно-отчужденное, субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействия. В рамках последнего выделяются деятельно-ценностное и собственно полисубъектное. Представлена также типология общностей, образующихся в процессе разных видов взаимодействия, включающая совокупность предсубъектов, атомарный коллективный субъект, корпоративный коллективный субъект и полисубъект. Критериальными признаками полисубъектности, отражающими важнейшие свойства субъектности –  способность к познанию, формированию отношения и преобразованию – выступают соответственно способность к рассмотрению себя и общности как целостности, способность к осознанию системы отношений между субъектами и направленность деятельности на развитие  себя и другого.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-09-04
Как цитировать
ВачковИ. В. (2014). Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(2), 36-50. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2014-2-36-50
Раздел
Психология субъектности