Скорость переработки эмоциональной информации как коррелят эмоционального интеллекта
Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, эмоциональный эффект Струпа, переработка эмоционально окрашенной информации, эмоциональный зрительный поиск, проба с точкой
Аннотация
Одним из способов исследования скрытых механизмов мыслительного процесса при решении творческих задач является косвенная оценка факторов, затрудняющих или облегчающих решение. Одним из наиболее устойчивых фасилитирующих факторов решения творческих задач и креативности является юмор. Исследования указывают на существование связи между продуктивностью решения творческих (инсайтных) задач и юмором. Процессы, лежащие в основе понимания и продукции юмора, по многим признакам сходны с процессами решения творческих задач. В перечень сходств входят не только аффективные, но и когнитивные процессы, что, на наш взгляд, связано с общей природой юмора и инсайта. В данной работе описаны и проанализированы подходы к изучению влияния когнитивных и аффективных процессов на решение творческих задач. На основе обширного обзора и теоретического анализа в работе сопоставляются общие и различные механизмы понимания юмора и инсайтного решения. На описательном, феноменологическом уровне инсайт и юмор соответственно связаны с мгновенностью понимания задачи и шутки. Оба явления необходимо сопровождаются переживанием положительных эмоций. Формальная структура вербальной шутки имеет значительное сходство со структурой вербальной инсайтной задачи наличием двух противоречивых сценариев. Содержательно юмор и решение творческих задач связаны с преодолением и нарушением запретов. Таким образом, вопрос о фасилитации решения творческих задач с помощью юмора может быть исследован с различных позиций: с позиции эмоционального возбуждения, с позиции когнитивной настройки решения или с позиций ослабления ограничений.Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-07-03
Как цитировать
ОвсянниковаВ. В., & СысоеваТ. А. (2015). Скорость переработки эмоциональной информации как коррелят эмоционального интеллекта. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 12(2), 160-171. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2015-2-160-171
Выпуск
Раздел
Короткие сообщения