Моделирование взаимоотношений между когнитивными способностями и экономическими достижениями
Ключевые слова:
интеллект, решение задач, человеческий капитал, компетенции, ВВП
Аннотация
Как экономисты, так и психологи показали большое значение когнитивных способностей и компетенций для экономических достижений. За большинством этих исследований стоит представление, что более способные и образованные люди достигают лучших результатов в экономике. Это представление, безусловно, справедливо как отражение общей тенденции, однако оно не объясняет скромные экономические достижения ряда стран с высоким уровнем развития человеческого капитала. Авторы предполагают, что связь человеческих компетенций с экономическими достижениями опосредована решением задач. Производство товаров и услуг основано на решении задач по их проектированию, изготовлению, доставке и т.д. Качество решения задач зависит от человеческих компетенций и, в свою очередь, определяет экономические достижения. Что еще более важно, выбор экономических задач для решения создает или, напротив, уничтожает возможность применения высококвалифицированного труда и, следовательно, достаточно полной реализации человеческого капитала в экономических достижениях. В статье предлагается математическая модель, основанная на указанных предпосылках. Результаты, сгенерированные с помощью этой модели, воспроизводят основные данные Р. Линна и Т. Ванханена (2002). Так, модель показывает нелинейное возрастание экономических достижений с повышением среднего интеллекта стран, а также параллельное возрастание дисперсии между различными странами. Таким образом, можно заключить, что предложенная модель неплохо объясняет эмпирические данные о связи интеллекта с экономическими достижениями.Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-12-07
Как цитировать
КуливецС. Г., & УшаковД. В. (2016). Моделирование взаимоотношений между когнитивными способностями и экономическими достижениями. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 13(4), 673-685. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2016-4-673-685
Выпуск
Раздел
Когнитивные способности и достижения стран и регионов