Политическая экономия академического обм(е)ана, или Как социологи становятся профессорами

Рецензия на книгу: Соколов М., Губа К., Зименкова Т., Сафонова М., Чуйкина С. 2015. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах. М.: Новое Литературное обозрение (серия «История науки»), 832 с

  • Иван Владимирович Павлюткин Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: мораль, академическая карьера, оптические системы, институциональная история, академические рынки, мертонианский вопрос

Аннотация

Рецензия посвящена коллективной монографии «Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах», вышедшей в издательстве «Новое Литературное обозрение». Авторы объёмного издания преследовали две цели. Во-первых, подготовить путеводитель по академическим карьерам во Франции, в Германии, США, Великобритании и России для молодых социологов, задумывающихся о своём профессиональном пути. Опираясь на различные источники (материалы интервью, вторичные данные, автоэтнографию), авторам удалось представить институциональную историю формирования академической социологии как профессии и описать эволюцию ключевых переходов в трудовой биографии социологов пяти стран. Во-вторых, сравнив и обнаружив определённые различия в институциональных и внеинституциональных механизмах найма социологов, авторы предлагают теоретическое объяснение этих различий, используя категорию «оптические системы» как культурную рамку, через которую те или иные агенты, обладающие ресурсами и мотивами, смотрят на университеты. Поскольку, по мнению авторов, в основании динамики академических миров лежит смена «словарей подозрений», оптические системы позволяют хотя бы на время справиться с всеобщим недоверием и страхом быть обманутым «благородными жуликами». В рецензии дан краткий разбор отдельных глав книги, описаны безусловные достоинства монографии и её условные недостатки. В книге поднимается несколько важных тем, обсуждаемых сегодня в экономической социологии на разных эмпирических примерах: взаимосвязь морали и рынков; как работают стимулы и как наблюдать их эффекты; являются ли институты заменителями доверия. Несмотря на провокационность отдельных тезисов, разоблачительность комментариев и дискуссионный характер выводов, книга, безусловно, заслуживает прочтения всеми, кто так или иначе вовлечён в современную систему высшего образования и науки, — нынешними и будущими академиками, чиновниками, управленцами и, конечно, теми, кто именует себя экспертами.

Биография автора

Иван Владимирович Павлюткин, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Кандидат социологических наук
Доцент департамента социологии, старший научный сотрудник Лаборатории экономико- социологических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Опубликован
2016-09-30
Как цитировать
ПавлюткинИ. В. (2016). Политическая экономия академического обм(е)ана, или Как социологи становятся профессорами. Экономическая социология, 17(4), 190-200. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2016-4-190-200