Тия ДеНора. Музыка как агентность в Вене эпохи Бетховена
PDF

Ключевые слова

музыкальное исполнение
агентность
музыкальный дискурс
романтизм
творческий агент
культура исполнения
эстетика тела
образ героя
рефлексирующий субъект

Как цитировать

ВоликА. (2011). Тия ДеНора. Музыка как агентность в Вене эпохи Бетховена. Социологическое обозрение, 9(2), 99-105. извлечено от https://cfjournal.hse.ru/index.php/sociologica/article/view/391

Аннотация

Тия ДеНора указывает на недостатки теоретического подхода социологии музыки, трактующего музыку преимущественно как отражение социальной реальности, и утверждает, что роль музыки в обществе этим не ограничивается. Следуя культурсоциологическому видению искусства, она рассматривает музыку в качестве «независимой переменной» и тем самым наделяет ее причиняющей силой. В поисках теоретической конструкции, способной объединить преимущества нескольких подходов, автор останавливается на понятии «агентность» (agency), под различными формами которой понимаются способности к действию, формирующиеся в рамках музыкальной среды. На примере творчества Бетховена анализируется, как и почему музыка Бетховена, ее восприятие и исполнение создали новые способы агентности в музыкальном мире Вены начала XIX века и за его пределами. ДеНора фокусируется, с одной стороны, на музыкальном критическом дискурсе, а с другой — на воплощении дискурсивных идей в исполнении произведений Бетховена. Используя данный подход, автор исследует связь между философскими идеями того времени, музыкой Бетховена и формами агентности, которые она, музыка, воспроизводила.
PDF

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.